Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Трансгенные формы риса получены путем:
Распространение семян малины медведем является примером действия факторов:
Для аэробного этапа клеточного дыхания, так же как и для молочнокислого брожения, характерны признаки:
а — конечным продуктом является
б — может осуществляться в организме человека и животных
в — относится к реакциям диссимиляции
г — протекает при участии
д — в результате синтезируется АТФ
В бесполом размножении могут участвовать:
Определите химический элемент живых организмов по описанию:
— микроэлемент;
— входит в состав гемоглобина;
— участвует в клеточном дыхании.
Птицы используют сухие веточки, траву, пух и шерсть животных для строительства и утепления гнезд. Данный пример отражает существование этих связей популяций в биоценозах:
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Триплет РНК ГУУ кодирует только аминокислоту валин, ГЦА — только аланин. Это свойство генетического кода называется:
Хрящевая ткань в организме человека:
а — имеет жидкое межклеточное вещество
б — прелставлена многоядерными волокнами
в — входит в состав связок и сухожилий
г — образует межпозвоночные диски, суставные поверхности костей
Угроза обморожения выше при морозной погоде с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Это пример:
Укажите верное утверждение:
Укажите неверное для мочевыделительной системы человека утверждение:
На рисунке показано соотношение экологических групп по отношению к влаге в моделях луговых сообществ 1−5.
На лугу, где произрастает сообщество 1, начали появляться зоны постоянного подтопления. Спрогнозируйте, в какой последовательности будут сменяться сообщества на данной территории, используя предложенные модели:
Для изучения процесса аккомодации у человека на разном расстоянии от глаз испытуемого расположили пять одинаковых предметов: 1-й — на расстоянии 12 м, 2-й — 25 см, 3-й — 90 см, 4-й — 150 см, 5-й — 6 м.
В какой последовательности испытуемый должен рассматривать предметы, чтобы хрусталик последовательно изменял свою форму от наиболее выпуклой до более плоской?
Укажите недостающее звено в последовательности, отражающей продвижение пищи по пищеварительному тракту у собаки:
пищевод → ? → кишечник.
Укажите группу, к которой относятся предложенные растения:
A) астра
Б) пихта
B) мятлик
Г) сфагнум
Д) щитовник
1) Мхи
2) Папоротники
3) Голосеменные
4) Покрытосеменные
Установите соответствие.
Соцветие | Растение | ||||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | 1) рожь 2) вишня 3) клевер 4) люпин |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б3B2Г4Д5.
Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:
1) бедро
2) плечо
3) череп
4) ребро
5) голень
6) предплечье
7) грудной позвонок
8) поясничный позвонок
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Установите вклад в развитие биологии следующих ученых:
А) Э. Геккель
Б) И. П. Павлов
В) И. И. Шмальгаузен
1) сформулировал правило экологической пирамиды
2) экспериментально изучил регуляцию пищеварения
3) является одним из авторов биогенетического закона
4) участвовал в разработке синтетической теории эволюции
На рисунке строения инфузории туфельки структура, контролирующая половой процесс, обозначена цифрой ... .
Ответ запишите цифрой. Например 10.
Женщине, имеющей резус-положительную кровь второй группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антиген В и антителa
б) женщина с резус-положительной кровью, содержащей антиген А и антитела
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антиген В и антитела
г) дочь женщины, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
д) мужчина с четвертой группой крови, резус-фактор не имеет значения
1) а, в; 2) а, д; 3) б, г; 4) только б.
Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей планарию, печеночного сосальщика и бычьего цепня, является...
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых животных:
A) волосы
Б) нервная трубка
В) гладкая мускулатура
Г) эпителий тонкого кишечника
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 1,2 · 102 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 4,6 · 104 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль (консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента первого порядка сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Составьте последовательность возникновения в ходе эволюции структур и систем животных:
1 | хорда |
2 | нервные клетки |
3 | фасеточные глаза |
4 | замкнутая кровеносная система |
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 3142.
Выберите два примера мутационной изменчивости:
1) изменение густоты шерсти при сезонной линьке
2) различная форма листьев стрелолиста, находящихся в воде и в воздухе
3) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых гетерозиготных родителей
4) появление одного фиолетового лепестка у белоцветковой узамбарской фиалки
5) появление коротконогого барашка при скрещивании гомозиготных овец с ногами обычной длины
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Выберите два признака, которые являются общими для инфузории туфельки и эвглены зеленой:
1) являются одноклеточными
2) обитают в пресных водоемах
3) половой процесс — конъюгация
4) наличие светочувствительного глазка — стигмы
5) чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1) бобр
2) сельдь
3) тетерев
4) лягушка
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
Для каждой ткани (структурного элемента) растения укажите функцию, которую главным образом она (он) выполняет:
А) меристема
Б) лубяные волокна
В) ситовидные трубки
Г) хлорофиллоносная паренхима
1) опорная
2) фотосинтез
3) рост органов
4) транспирация
5) проведение продуктов фотосинтеза
6) проведение воды и минеральных солей
7) накопление и хранение питательных веществ
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 48 потомков, среди которых 9 черных хохлатых цыплят, 3 — черных без хохла, 9 — белых хохлатых. Сколько пестрых хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
В кариотипе диплоидного вида шпината огородного 12 хромосом. В результате мутации образовался триплоид. Сколько хромосом содержится в соматических клетках триплоида?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток нивяника, содержащих разное количество хромосом:
1) 19;
2) 17;
3) 27;
4) 36;
5) 9;
6) 38;
7) 16;
8) 54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида нивяника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Укажите примеры действия стабилизирующей формы естественного отбора:
1) формирование у сорняков устойчивости к новым ядохимикатам;
2) редукция хлоропластов у растений при переходе к паразитическому образу жизни;
3) поддержание высокой прочности тканей цветков у растений, опыляемых летучими мышами;
4) преимущественное выживание ланцетников, имеющих типичное для вида полупрозрачное тело;
5) формирование у глухарей густого оперения на пальцах ног при заселений территории с более холодным климатом.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Расположите органы (структуры) позвоночных животных в порядке их эволюционного возникновения:
1) бронхи;
2) стремечко;
3) потовые железы;
4) туловищные почки;
5) плавательный пузырь.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 52314.
Выберите три примера иммунного ответа:
1) рвота при пищевом отравлении
2) повышение уровня глюкозы в крови при сахарном диабете
3) высвобождение тромбопластина после повреждения тромбоцитов
4) выработка антител в ответ на проникновение в организм чужеродных агентов
5) устойчивость организма человека к клещевому энцефалиту после введения соответствующего иммуноглобулина
6) разрушение собственных клеток организма, инфицированных патогенными внутриклеточными микроорганизмами
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Укажите верные утверждения:
1) у речного рака замкнутая кровеносная система;
2) муравьи, осы и жужелицы развиваются с полным превращением;
3) у мухи и пчелы вторая пара крыльев видоизменена в жужжальца;
4) в отличие от майского жука у паука-крестовика отсутствуют усики;
5) у краба и паука-сенокосца рост сопровождается периодическими линьками.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.